Развитие электрического транспорта и складской техники привело к поиску более эффективных электродвигателей. Долгое время стандартом в электропогрузчиках были асинхронные (индукционные) моторы, однако с распространением литий-ионных батарей и повышением бортового напряжения до
309 В возникла возможность перехода на синхронные двигатели с постоянными магнитами (PMSM). Эти моторы отличаются более высоким КПД и удельной мощностью, стабильной работой под нагрузкой и низким тепловыделением, что идеально подходит для интенсивных циклов на складе. Компания
Hangcha одной из первых внедрила PMSM в серийные электропогрузчики среднего и большого класса (грузоподъёмностью 2–10 тонн), задав новый технологический стандарт в отрасли. В сочетании с литий-ионными аккумуляторами высокой мощности PMSM-моторы позволили создать электрическую технику, не уступающую по производительности дизельным аналогам, но значительно более экономичную и простую в обслуживании.
PMSM представляет собой
трёхфазный синхронный электродвигатель, в котором магнитное поле возбуждения создаётся постоянными магнитами, закреплёнными на роторе, вместо обмоток возбуждения как у классических синхронных машин. При подаче переменного трёхфазного напряжения на обмотки статора в машине возникает вращающееся магнитное поле. Ротор с постоянными магнитами «схвачен» этим полем и вращается
строго синхронно с частотой питающего тока,
без проскальзывания, присущего асинхронным моторам. Благодаря этому PMSM способен вращаться с постоянной скоростью, синхронной частоте питающей сети (или ШИМ-инвертора), практически не изменяя скорость при колебаниях нагрузки до достижения предельного крутящего момента. Отсутствие токов в роторе (нет необходимости индуцировать магнитное поле) устраняет потери на роторное сопротивление и скольжение, повышая КПД и снижая нагрев машины. Исследования показывают, что при прочих равных (тот же статор и система управления) КПД PMSM примерно на 2% выше, чем у высокоэффективного асинхронного двигателя IE3. Также PMSM обладает лучшими показателями
удельной мощности (отношение мощности к массе/объёму) и
моментной инерции по сравнению с другими типами моторов, что означает более компактные габариты и быстрый отклик на изменение нагрузки.
В промышленной технике чаще используются конструкции с
внутренними магнитами (IPM) внутри ротора, а не на поверхности. Внутренняя установка магнитов улучшает использование магнитного потока и добавляет так называемый
реактивный момент, что повышает общий крутящий момент и эффективность, особенно на высоких оборотах. К тому же IPM-конструкция лучше защищает магниты от механических нагрузок и размагничивания. Статор PMSM обычно выполнен с классической трёхфазной распределённой обмоткой, при этом в современных двигателях вместо круглого провода применяют
медную шину прямоугольного сечения для лучшего заполнения пазов и отвода тепла. Ниже перечислены основные элементы конструкции PMSM и их функции: